Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

История

Горно-Алтайский вуз был организован по решению Совета Министерства СССР в 1949 году, с 2-х летним сроком обучения.

18 июля 1949 г. на заседании исполкома Горно-Алтайского областного Совета депутатов трудящихся обсуждался вопрос об организации учительского института.

Учительский институт

Установлен на 1949 год контингент приема на первый курс отделения языка и литературы 50 человек, на физико-математическое отделение 50 человек, естественно-географическое отделение 85 человек.

На финансирование учительского института было выделено 205.0 тыс. руб. Из них: 188.0 тыс. руб. из областного бюджета на текущее содержание и 17 тыс. рублей - неиспользованные средства школ и интернатов области.

Базой для комплектования студенческого контингента института в то время являлась почти исключительно Горно-Алтайская автономная область (10 районов). Все ее население, по данным переписи 1939 г., составляло 162 тыс. чел. Коренное население - 34 тыс. чел. (или 21.3%). На территории области в 1949 г. было всего 324 школы с общим число учащихся - 25 тыс. чел. В 1950 г. средними школами области выпущено 116 человек из десятых классов. Из приведенных данных видно, что возможности для набора студентов у Горно-Алтайского учительского института были весьма ограничены. Как и было запланировано, приемные экзамены в 1949 г. начались с 25 августа. По итогам экзаменов зачислили 131 чел., из них:

на отделение русского языка и литературы - 58 человек

на отделение физики и математики - 45 человек

на отделение естествознания и географии - 28 человек.

Из общего числа принятых на 1-ый курс по национальности:
русских - 98
алтайцев - 32
немцев - 1.

В течение первого учебного года велась работа по организации учебных кабинетов и лабораторий. В начале второго семестра в институте уже были кабинеты физики: заведующий - Надеждин Е.Г.; естествознания: заведующий - Ялбачев Н.В.; химии, географии; марксизма-ленинизма и истории СССР. Кабинет языка и литературы оборудован наглядными пособиями. Для занятий по физическому воспитанию приобрели лыжи, параллельные брусья, турник, козел и другое оборудование. Для занятий по музыке и пению институт купил пианино и баян. Все это значительные достижения, если учесть, что финансирование института началось только с 1 января 1950 года.

С самого начала учебного года очень напряженным было положение с учебниками. Небольшая часть учебной литературы (1160 книг) получена от Барнаульского педагогического и Бийского учительского институтов. Поэтому наиболее необходимые пособия имелись в 1-5 экземпляров.

По решению Облисполкома институту была передана часть бывшей библиотеки Московского педагогического института им. Либкнехта, оставшаяся после реэвакуации этого института. Этот фонд содержал много ценной исторической, монографической и справочной литературы, но в нем полностью отсутствовали учебники, требуемые действующими программами учительских институтов.

Для лучшего использования имеющейся литературы была организована двухсменная работа библиотеки до 11 часов ночи, а в период экзаменационных сессий до 12 часов ночи. После этого учебники, имевшиеся в ограниченном количестве, выдавались желающим студентам на дом до утра.

Приказом No1 от 19.07.49 г. директором ГАУИ назначен Васильев Юрий Борисович (проработал на этой должности до 16 марта 1951 года; в архиве дела нет).

Приказом No5 от 10.08.49 г. заместителем директора по учебной и научной работе становится Тощакова Таисья Макаровна. В декабре ее сменяет временно, Бороданов Михаил Матвеевич. Приказ No48 от 12.12.49 г.

Состав первого Совета института:
1.Васильев Ю.Б., директор
2.Бороданов М.М., и.о. зам. Директора
3.Суразаков С.С., зав. кафедрой
4.Баклыков И.И., старший преподаватель
5.Бражников Я.И., старший преподаватель
6.Лубянский Г.А., старший преподаватель
7.Ялбачев Н.В., старший преподаватель
8.Чумаков М.И., старший преподаватель, проректор по ОЗО
9.Перчик Л.А., помощник директора по хозяйственной части
10.Вязичина Л.В., зав. библиотекой.

За время своего существования учительским институтом подготовлено 356 специалистов, в том числе:
- алтайцев - 49
В 1951 году - 112 чел., в т.ч. алтайцев - 22
В 1952 г. - 84 чел., в т.ч. алтайцев - 10
В 1953 г. - 160 чел., в т.ч. алтайцев - 17.

Педагогический институт

С января 1953 г. начинаются работы по реорганизации учительского института в педагогический. 29 января 1953 г. исполком областного Совета решил с 1 сентября 1953 года Горно-Алтайский учительский институт реорганизовать в педагогический (приказ No25 от 21 мая 1953 года). На первые курсы пединститута принято 160 человек, в том числе 70 человек алтайцев. По данным на 16 ноября 1953 года количество студентов по факультетам распределилось следующим образом:

I курс педагогического института


Отделения Всего Алтайцев
Алтайского языка и литературы 29 29 (литературный фак-т)
Русского языка и литературы 31 6 (литературный фак-т)
Физики и математики 46 20
Биологии 54 12
ИТОГО: 159 67

В декабре 1953 года директором пединститута назначен Хаметов Бари Ганиевич, кандидат биологических наук. Принял под свое руководство 3 факультета: физико-математический, биологический, языка и литературы (с отделение алтайского языка и литературы).


7 кафедр Укомплектование кафедр
Марксизма-ленинизма Бражников, Торсунов, Тимофеева Ф.М.
Педагогики Муратов Г.А., Попова П.Н.
Физики Надеждин Е.Г., Лубянский, Амстиславский
Математики Бороданов, Новожилова Н.В., Перевалов Г.Е.
Естествознания Мельник П.Е., Кирсалина Е.Ф., Семенова Е.В., Бейлес Н.Н., Ковригин
Языка и литературы Егерман, Семин К.Н., Бочаров, Иванова А.Ф.
Алтайского языка и литературы Тощакова Т.М., Челтушева Л.В. Научные работники: Семенова, Семин и Новожилова прибыли к началу II семестра.

По данным на 5 ноября 1953 года контингент студентов составил 313 человек. По факультетам:

- биологический факультет - 79
- физико-математический - 94
- языка и литературы - 107
- подготовительное отделение - 33.

Кроме того, на заочном отделении числилось 451 человек. Зам. Директора по ОЗО - Надеждин Е.Г.

Библиотека института имеет 35678 экземпляров книг, зав. библиотекой - Никитина П.Г.

На начало 1960-1961 учебного года в институте числилось 904 студента. Состав студентов по факультетам был следующим:

- физико-математический - 184
- историко-филологический - 192
- естественно-географический - 377.

В последующие годы сохранялась тенденция к увеличению контингента студентов и преподавательского состава.

В 1964-1965 учебному году в институте работало 145 штатных преподавателей и 50 человек - почасовиков.

В отчете за данный период значатся следующие факультеты:

- исторический (с алтайским отделением) - 133 чел.
- филологический - 288 чел.
- географический - 541 чел.
- агробиологический - 215 чел.
- биохимический - 228 чел.
ИТОГО: 1405 (из них на I курс зачислено 384 чел.).

Надо отметить, что из этого количества студентов только 214 чел. - жители Горно-Алтайской автономной области. 121 чел. из них поступили на ИФ.

Учебный процесс в начале 60-х годов обеспечивали 136 преподавателей, 12 из которых были кандидатами наук, доцентами.

За период 1964-1965 гг. защищены кандидатские диссертации:

- старший преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Кордонским Г.А.
- старший преподаватель кафедры географии Тупотиловой А.П.

С 60 по 80 годы пединститут готовил учителей и постепенно улучшал качественный состав преподавателей. Подготовку учителей филологии, физики и математики осуществляли для районов Горно-Алтайской автономной области, а учителей географии, биологии и химии для всего Алтайского края. Нужно отметить, что до конца 80 годов в Алтайском крае ГАГПИ был единственным вузом, готовящим учительские кадры по естествознанию. К 1980 году при том же количестве преподавателей в вузе работало 42 кандидата наук, а к 1990 кандидатов наук, доцентов было уже 84 человека.

В 1991 году вуз получил новое типовое здание, значительно улучшившее материальную базу вуза. Уже в 1992 году открывается факультет иностранных языков с подготовкой учителей английской и немецкой филологией. В 1993 году прорабатывается вопрос об открытии в Горно-Алтайске университета. В связи с интенсивной "суверенизацией" России стало понятно, что каждый субъект Федерации должен всерьёз подумать об обеспечении себя высококвалифицированными профессиональными кадрами для всех направлений деятельности.

В Правительство России поступает обоснованная заявка, Госкомвуз в 1993 году проводит комплексную проверку пединститута и некоторых учебных заведений города и дает согласие на формирование университета на базе существующих учебных заведений города.

В 1993 году на базе Горно-Алтайского педагогического института и Горно-Алтайского сельскохозяйственного техникума (Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 20 июля 1993г No689 и Приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию No312 от 1 ноября 1993 года) был создан Горно-Алтайский государственный университет.

В этом же 1993 году открывается еще два новых факультета: сельскохозяйственный со специальностями агрономия и ветеринария и экономический со специальностями бухгалтерский учет, менеджмент и национальная экономика.

В 90 годах ректором выработана линия на качественное улучшение профессорско-преподавательского состава. С 1992 года преподавателями вуза ежегодно защищается 1-2 докторских диссертации и до 20 кандидатских. К 2002 году в университете работают около 400 преподавателей: из них 15 докторов наук и около 150 кандидатов наук. Кроме того, из вузов и НИИ Сибири в качестве совместителей на кафедрах университета работают 40 докторов наук, руководя аспирантами и читая спецкурсы студентам.

Университет с 2002-2008 гг.

В 2002 году переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный университет" (Устав, утвержденный Министерством образования Российской Федерации от 15.04.2002 года и зарегистрирован Постановлением администрации г. Горно-Алтайска 29.04.2002г No52/185).

В университете открыта собственная аспирантура по 24 специальностям, в которой обучается около 120 аспирантов.

В настоящее время аккредитованы 28 специальностей (5 среднего профессионального образования, 23 - высшего профессионального образования). Пока нет выпуска по специальностям "Природопользование" (очная форма обучения), "Информатика" (заочная форма обучения), Физическая культура (очная форма).

В 2007 году были лицензированы новые специальности: шесть высшего профессионального образования - 020803 Биоэкология; 05104 Безопасность жизнедеятельности; 050711 Социальная педагогика; 080105 Финансы и кредит; 110301 Механизация сельского хозяйства; 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, две специальности среднего профессионального образования : 100201 Туризм; 110301 Механизация сельского хозяйства (приказ Рособрнадзора No683 от 19.03.2007).

С 01.09.2007 года начата подготовка специалистов среднего профессионального образования на базе сельхозколледжа по специальности "Туризм" (очная форма обучения с полным возмещением затрат на обучение).

В структуре колледжа представлены два отделения: дневное и заочное. Учебный процесс обеспечивается четырьмя предметными цикловыми комиссиями: общеобразовательных дисциплин, социально-экономических и бухгалтерских дисциплин, агрономических дисциплин, ветеринарных и зоотехнических дисциплин.

Структура контингента обучающихся за последние годы:


Отделение 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Дневное отделение 476 489 466 427 454 422
Заочное отделение 168 154 154 145 147 142

2007 г. сентябрь
создание отдела качества образования и отдела непрерывного образования в структуре учебно-методического управления;

2008 г. март
создание отдела по воспитательной работе в структуре учебно-методического управления;

2008 г. июнь
создание нового структурного подразделения "Криминалистическая лаборатория" в составе юридического факультета;
создание координационного совета по развитию информатизации ГАГУ;

2008 г. июль
создание отдела содействия трудоустройству выпускников;

2008 г. август
объединение кафедр анатомии и физиологии человека с кафедрой медицинских знаний, охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности в кафедру "Безопасность жизнедеятельности, анатомии и физиологии";

создание трех кафедр на психолого-педагогическом факультете:
1. Кафедра психологии личности;
2. Кафедра общей педагогики и психологии;
3. Кафедра социальной педагогики;

разделение кафедры физического воспитания на две кафедры:
1. Кафедра физического воспитания;
2. Кафедра теории и методики физической культуры и спорта в составе географического факультета.

2009 год

Февраль
- создание лаборатории по изучению древности Сибири и Центральной Азии;

Март
- создание в редакционно-издательском отделе сектора реализации печатной продукции "Книжный киоск"
- создание структурного подразделения "Детская комната временного пребывания"

Апрель
- создание лаборатории Антропологии с 14.04.2009 г.

Май
-создание научно-образовательного центра "Исследования социально-экономического развития регионов" (НОЦ "ИСЭРР");

август
-создание Управления по воспитательной работе;
- перевод кафедры социологии, политологии и культурологи с исторического на психолого-педагогический факультет.
- в связи с открытием специальности "Социальная работа" кафедра социологии, политологии и культурологи переведена с исторического факультета на психолого-педагогический факультет;

2010 год

Февраль
- переименование научного управления с 01.01.2010 года в управление научных исследований;

Июнь
- реорганизация и переименование кафедр юридического факультета.
1. - создать кафедру с 10.06.2010г гражданского права и правоведения;
2. - кафедру уголовного, гражданского права и процесса переименовать в кафедру уголовного, административного права и процесса с 10.06.2010 года;
- ликвидация, реорганизация и переименование кафедр сельскохозяйственного факультета:
1. ликвидировать кафедры:
а) - агрохимии и защиты растений;
б) - растениеводства;
в) - хирургии, терапии и акушерства;
г) - эпизоотологии, паразитологии и ВСЭ.
2. создать кафедры:
а) - агрономии;
б) - инфекционных, инвазионных и незаразных болезней;
в) - механизации сельскохозяйственного производства.
3. - кафедру зоогигиены, кормления и анатомии переименовать в кафедру технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
- реорганизация кафедр психолого-педагогического факультета.
1. - ликвидировать кафедру общей педагогики и психологии с 1 сентября 2010 года.

Август
- создание Центра социально-психологического сопровождения с 1 сентября 2010 года.

Октябрь
- создание на базе отдела безопасности - Управление безопасности ГАГУ со структурой управления:
- служба внешней и внутренней охраны;
- служба информационной безопасности;
- служба противопожарной безопасности;
- служба охраны труда и техники безопасности
- создание при психолого-педагогическом факультете отделения по социальной работе с 21.10.2010 года.

Ноябрь
- переименование "Мини-фермы" в "Виварий" с 1 ноября 2010 года.
- создание музейного комплекса ГАГУ, включающегося в себя следующие отделы:
1. исторический:
- музей истории университета;
- музей археологии и этнографии;
2. естественнонаучный:
- музей природы родного края;
- зоологический музей;
- музей геологии.

2011 г.

На основании приказа № 1498 от 18 апреля 2011 года Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный университет" переименован в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный университет".

Утвержден в новой редакции устав Горно-Алтайского государственного университета и зарегистрирован в инспекции федеральной налоговой службы от 17.05.2011 г., переоформлена лицензия на право ведения образовательной деятельности от 23 июня 2011 г., серия ААА 001480, регистрационный № 1423.

В 2010-2011 учебном году приказом Рособрнадзора от 18 октября 2010 г. № 2583 университет был признан прошедшим государственную аккредитацию сроком на 5 лет по типу "университет" по заявленным 24 специальностям ВПО и 5 специальностям колледжа. В настоящее время оформлено приложение к свидетельству о государственной аккредитации с перечнем укрупненных групп направлений подготовки и специальностей (6 УГС, в которые включены не только специальности, но и все направления бакалавриата). В июле состоялся первый выпуск 31 специалиста - педагога по физической культуре. В текущем учебном году предстоит первый выпуск и государственная аккредитация магистров по 4 направлениям подготовки (Биология, география, педагогика, агрономия). С 1 сентября 2011 года вуз перешел на подготовку кадров по ФГОС-3. В соответствии с этим в течение всего прошедшего учебного года велась работа по разработке рабочих учебных планов направлений подготовки бакалавров, специалистов (Ветеринария) и магистров, рабочих программ дисциплин и программ практик. В ноябре были организованы курсы по разработке основных образовательных программ (ООП) с приглашением эксперта из Барнаульской госпедакадемии Крайник О.М. Все слушатели курсов получили удостоверения (61 человек). Еще 1 группа преподавателей (12 человек) прошла обучение в ТГУ в апреле.

Основные образовательные программы 2010-11 уч.года

С каждым годом снижаются контрольные цифры набора студентов на бюджетные места.

Контрольные цифры приема студентов

  2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Контрольные цифры 967 913 867 820 888 799 809

Общий контингент студентов университета на 01.10.10 составлял на ДО: 3540; на ОЗО: 2026 всего 5566 студентов. На 01.05.11 - на ДО: 3284; на ОЗО:; всего 5448 студентов.

В 2010-11 учебном году к ведению образовательного процесса привлечены 436 человека, в том числе докторов и кандидатов наук - 308, из них докторов наук, профессоров 62 (по данным на 1.05.2011), в колледже - 63 преподавателя.

В соответствии с уменьшением контингента обучающихся на бюджетной основе происходит и сокращение ставок ППС, в прошедшем году оно составило 12 ставок.

Для обеспечения подготовки кадров в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, значительные денежные средства направляются на развитие материально-технической базы учебных и научных подразделений университета.

Подавляющая часть затрат приходится на приобретение оргтехники и интерактивных досок для учебного процесса.

Закупкой программного обеспечения для учебного процесса занимался отдел информатизации учебного процесса.

Укомплектованность фонда научной библиотеки ГАГУ в 2010-2011 учебном году производилась с учетом книгообеспеченности учебного процесса и из расчета минимального коэффициента 0,5 экз.\чел.

На приобретение новой учебной литературы было использовано 1 163 291,15 рублей. Практически по всем специальностям книгообеспеченность была обеспечена.

В связи с открытием новых направлений по бакалавриату формируется новый фонд.

Основными видами практик ГАГУ являются учебные, педагогические и производственные (включая преддипломные).

Вид практики Тип практики Кол-во недель
Специалитет
Учебная Ознакомительная 1 - 4
Учебная по профилю специальности
Психолого-педагогическая
Технологическая
Педагогическая/учебно-методическая   2 - 8
Квалификационная/комплексная
Производственная
По основной специальности
По дополнительной специальности
4 - 18

Базами учебных практик являются как собственные, так и базы, созданные на основе договоров между университетом и предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися на территории г. Горно-Алтайска и Республики Алтай.

Организуются выездные (учебные) практики в окрестности г. Горно-Алтайска и республики Алтай: на историческом - археологическая; филологическом - фольклорная и диалектологическая; на биолого-химическом - учебные полевые по различным дисциплинам (ботанике, зоологии позвоночных и беспозвоночных, и др), на географическом по специальностям "География" и "Природопользование" - учебные полевые по дисциплинам: география почв, почвоведение, экология ландшафтов, гидрология, геоморфология, и др.

Научные коллективы и отдельные ученые ГАГУ успешно участвуют в различных конкурсах грантов, организованных Министерством образования и науки России, Федеральным агентством по образованию, Федеральным агентством по науке и инновациям (Аналитическая ведомственная целевая программа "Развитие научного потенциала высшей школы", ФЦПРО "Развитие образования"), крупнейшими научными фондами (РФФИ и РГНФ), зарубежными научными фондами. Вуз является головной организацией региональных конкурсов РГНФ "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном" (с 2001 г.) и РФФИ Р_Сибирь (с 2009 г.).

Ученые университета активно принимают участие в научном сопровождении крупных инвестиционных проектов, реализующихся на территории Республики Алтай: магистральный газопровод на Китай, проектирование каскада малых ГЭС на реке Чуя, горнолыжный комплекс "Манжерок" и др. Многолетнее научное сотрудничество с вузами и научными учреждениями Монголии (Ховдский государственный университет, филиал Монгольского экономического института в Завханском аймаке, Научный центр АН Монголии в Баян-Ульгийском аймаке) и Гентским университетом (Бельгия) позволило научным коллективам ГАГУ успешно участвовать в совместных конкурсах РГНФ и МинОКН Монголии "Мир Центральной Азии" и РФФИ - Правительство Фландрии. Было продолжено научное сотрудничество с учеными Канзасского университета и Гаскеловского института индейских народов (США). Ученые университета активно участвовали в научных и научно-образовательных программах ЮНЕСКО, Всемирного фонда дикой природы (WWF), ПРООН/ГЭФ, ДААД, Федерального ведомства по охране природы Германии.

В целях повышения эффективности работы служб университета, отвечающих за хозяйственно- социальную деятельность с 01.01.2011 года было создано Управление по хозяйственно-социальным вопросам.

Переход с 2009 года на подготовку бакалавров, повлекшей за собой отказ от набора студентов по специальности 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", снижение контрольных цифр набора на экономический факультет, а также сокращение общей учебной нагрузки и ее перераспределение среди кафедр факультета обуславливает необходимость реструктуризации структуры экономического факультета. В связи с этим с 01.07.2011 года ликвидирована кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, кафедра прикладной информатики переименована в кафедру бухгалтерского учета и информационных систем в экономике.

В связи с востребованностью новой системы направлений подготовки кадров социального профиля: социологов, культурологов, социальных работников, специалистов по социальному страхованию, социальному аудиту, социальной рекламе, технологиям инновационного социального управления, социальной экологии к 2011 году в университете возникла возможность создания факультета социального управления на основе отделения социальной работы, кафедры философии и культурологи с 15.08.2011 года создан факультет социального управления.

С целью реализации профилей педагогического направления на одном факультете, отделение физической культуры переведено из состава географического факультета в состав психолого-педагогического факультета с 31.08.2011г.

В связи с сокращением контингента студентов 3,4,5 курсов на биолого-химическом факультете произошло сокращение учебной нагрузки и в результате этого с 1.09.2011 г. были объединены 2 кафедры "неорганической и аналитической химии" и "органической и биологической химии и методики преподавания химии". Объединенную кафедру наименовали "кафедра химии и методики преподавания химии".

В связи с необходимостью создания 4 кафедры юридического профиля кафедра всеобщей истории была преобразована в кафедру историко-правовых дисциплин и всеобщей истории с закреплением за ней ряда историко-юридических дисциплин с 01.09.2011 года.

В целях обеспечения необходимых условий для личностного развития студентов, укрепления здоровья, формирования общей культуры, организации содержательного досуга, формирования здорового образа жизни с октября 2011 года на базе имеющихся спортивно-оздоровительных баз: "Артыбаш" и "Манжерок" создан спортивно оздоровительный комплекс.

2012 г.

В целях выполнения мероприятия 10 Плана мероприятий по реализации Концепции осуществления Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций (в отношении объектов движимого и недвижимого имущества) на 2012 год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2012 г. № 310 создан отдел правового обеспечения деятельности и управления имущественным комплексом.

На основании решения заседания Ученого совета университета от 31.05.2012 г. и статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации ликвидированы кафедра археологии, этнологии и источниковедения и кафедра историко-правовых дисциплин и всеобщей истории с 27.08.2012г. Создана новая кафедру археологии и всеобщей истории. Кафедра философии выведена из состава факультета социального управления и введена в состав юридического факультета с 27.08.2012г. Кафедра философии переименована в кафедру философии и правоведения.

На основании заседания Ученого совета Горно-Алтайского государственного университета от 11.12.2012 года кафедру алтайского языка и литературы вывели из состава филологического факультета. С 12 декабря 2012 года на основе кафедры алтайского языка и литературы создан факультет алтайской филологии и культуры тюркских народов.

2013 г.

В рамках реализации "Программы оптимизации деятельности Горно-Алтайского государственного университета на 2013-2015 гг.", в целях осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований тюркских народов Евразии, на основании Положения о научно-исследовательском центре на базе университета с 15.01.2013 г. создан "Научно-исследовательский центр истории и культуры тюркских народов".

Центр включает в себя отделы:

  1. Исторических наук:
    • археологии и истории предтюркского времени;
    • археологии и истории тюркского и монгольского времени;
    • этнографии тюркских народов;
    • информационных технологий в археологических исследованиях.
  2. Филологических наук:
    • рунических письменностей;
    • фольклора тюркских народов;
    • тюркских языков;
    • литератур тюркских народов.

На должность Главного научного сотрудника Научно-исследовательского центра истории и культуры тюркских народов, доцента кафедры археологии и всеобщей истории Соенова Василия Ивановича.

С 21.01.2013 года факультет алтайской филологии, истории и культуры тюркских народов переименован в факультет алтаистики и тюркологии и сформирована структура факультета в составе 2-х кафедр:

  1. кафедра алтайского языка и востоковедения;
  2. кафедра алтайской литературы и народной художественной культуры.

С 28 июня 2013 года сельскохозяйственный факультет переименован в факультет агротехнологий и ветеринарной медицины.

В развитие договора о сотрудничестве между Горно-Алтайским государственным университетом и ОАО "Силэн" в структуре университета создан Инновационный центр ГАГУ. Руководителем Центра назначен Лебедев Ю.А.

С 31 августа 2013 года ликвидированы 2 факультета: факультет иностранных языков; филологический факультет.

С 1 сентября создан факультет филологии на основании заседания Ученого совета университета от 27.0.06.2013г

С 01.10.2013 г. на основании решения Ученого совета переименовать кафедру менеджмента в кафедру менеджмента и туризма.

С 16.20.2013 г. переименовать отдел международных связей в управление международных связей.

В связи с увеличением количества иностранных студентов создать с 17.10.2013 г. в структуре управления международных связей отдел по работе с иностранными студентами.

2014 г.

С 01.07.2014 г. произошли изменения в структуре вуза:

  1. Объединили факультеты:
    - исторический факультет и факультет филологии в историко-филологический факультет;
    - биолого-химический и географический факультеты в естественно-географический;
    - экономический и юридический факультеты в экономико-юридический факультет.
  2. Объединили кафедры:
    - кафедру философии и правоведения и кафедру социологии, политологии и культурологии в кафедру философии, социологи и правоведения;
    - кафедру психологии личности и кафедру социальной работы в кафедру психологии и социальной работы;
    - кафедру теории и методики физической культуры и спорта и кафедру физического воспитания в кафедру теории и методики физического воспитания и спорта;
    - кафедру агрономии и кафедру технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции в кафедру агротехнологий и лесного дела;
    - кафедру алгебры, геометрии и МПМ и кафедру математического анализа в кафедру математики МПМ;
    - кафедру русского языка и кафедру литературы в кафедру русского языка и литературы;
    - кафедру английского языка и кафедру немецкого языка и МПИЯ в кафедру германской филологии и МПИЯ;
    - кафедру физической географии и кафедру экономической географии в кафедру географии;
    - кафедру ботаники и фитофизиологии и кафедру зоологии, экологии и генетики в кафедру ботаники, зоологии, экологии и генетики.
  3. Реорганизовали три кафедры: кафедру экономической теории и национальной экономики, кафедру менеджмента и туризма, кафедру бухгалтерского учета и информационных систем в экономике в две кафедры: кафедру менеджмента, туризма и экономической теории и кафедру экономики предприятия и прикладной информатики.
  4. Ликвидировали факультет социального управления.

С 01.07.2014 г. на основании решения Ученого совета сельскохозяйственный колледж переименован в аграрный колледж.

С 01.07. 2014 г. объединили отдел трудоустройства студентов и отдел учебных, производственных практик в отдел практической подготовки и трудоустройства студентов.

С 01.07. 2014 г. объединили отдел качества образования и отдел непрерывного образования в отдел качества и дополнительного профессионального образования.

Упразднили с 01.07.2014 г. управление по международным связям.

На базе структур научного управления создали с 01.07.2014 г. Центр развития науки и инноваций.

На основании решения Ученого совета от 04.12.2014 года кафедра философии, социологии и правоведения переименована в кафедру философии и правоведения с 5 декабря 2014 года.

2015 г.

На основании решения Ученого совета от 26.02.2015 года кафедра теории и истории государства и права переименована в кафедру теории, истории государства и права и социологии с 27 февраля 2015 года.

2 марта 2015 года кафедра теории и истории государства и права переименована в кафедру теории, истории государства и права и социологии (приказ N 48).

Распоряжением Рособрнадзора N 1895-06 от 04.06.2015 года с 8 по 11 июня 2015 года в университете проводилась аккредитационная экспертиза по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым вузом (распоряжение Рособрнадзора N 1895-06 от 04.06.2015 г.)

Приказом Рособрнадзора N 1461 от 25.08.2015 года федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный университет" признано прошедшим государственную аккредитацию образовательной деятельности сроком на 6 лет (приказ Рособрнадзора N 1461 от 25.08.2015 г.)

В связи с оптимизацией структуры университета с 26 октября 2015 года ликвидировано управление по безопасности (приказ N 276 от 27.10.2015 года).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1546 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный университет" переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Горно-Алтайский государственный университет".

На основании решения Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 26.01.2017, протокол N 1:

1. С 01.04.2017 года:

  • объединили физико-математический факультет, факультет агротехнологий и ветеринарной медицины, аграрный колледж в физико-математический и инженерно-технологический институт. объединение кафедр:
  • кафедру математики и информатики и кафедру физики и МПФ в кафедру физики и информатики;
  • кафедру геоэкологии и природопользования и кафедру химии и МПХ в кафедру экологии, химии и природопользования;
  • кафедру менеджмента, туризма и экономической теории и кафедру экономики предприятия и прикладной информатики в кафедру экономики, туризма и прикладной информатики;
  • кафедру германской филологии и МПИЯ и кафедру иностранных языков в кафедру иностранных языков и методики преподавания;
  • кафедру алтайского языка и востоковедения и кафедру алтайской литературы и народной художественной культуры в кафедру алтайской филологии и востоковедения;
  • кафедру агротехнологий и лесного дела, кафедру механизации сельскохозяйственного производства и кафедру инфекционных, инвазионных и незаразных болезней в кафедру агротехнологий и ветеринарной медицины;
  • кафедру социальной педагогики и кафедру психологии и социальной работы в кафедру педагогики, психологии и социальной работы;

2. Кафедру безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии естественно-географического факультета перевели на психолого-педагогический факультет.

3. Объединили кафедру безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии и кафедру теории и методики физического воспитания и спорта в кафедру физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности.

4. Переименовали отдел качества и дополнительного образования в Центр дополнительного образования.

На основании решения Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 06.03.2017, протокол N 2 кафедра экологии, химии и природопользования, созданная на основании решения Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ 26.01.2017 в результате объединения кафедры геоэкологии и природопользования и кафедры химии и МПХ, переименована в кафедру геоэкологии, химии и природопользования с 01.04.2017 г.

В связи с реорганизацией в вузе на базе Редакционно-издательского отдела и Научно-технической библиотеки с 01.04.2017 года создан Библиотечно-издательский центр

С 01.09.2017 года объединили кафедру теории, истории государства и права и социологии, кафедру уголовного, административного права и процесса, кафедру гражданского права и процесса, кафедру философии и правоведения в кафедру права, философии и социологии.

Последнее обновление: 10 апреля 2017 г. Составитель: Найденова А.П.